Каталог \ ЭТО ИНТЕРЕСНО! \ Заменят ли нас роботы к концу XXI века?

Заменят ли нас роботы? Образование и вызовы XXI века

Заменят ли нас роботы к концу XXI века?

Образование будущего: какие компетенции нужны человеку XXI века

21-век

Согласно современным исследованиям и экспертным прогнозам, в XXI веке человечеству постоянно придётся решать то, что называется комплексными непредсказуемыми задачами в неопределённой среде. Развитие технологий и обновление знаний происходит так быстро, что мы не можем представить, в каком мире будут жить сегодняшние первоклассники, когда они получат свой аттестат об окончании школы.

Но туманное будущее — это ещё полбеды. Анализ глобальных трендов — масштабных экономических, социальных и технологических сдвигов, влекущих за собой изменения в разных сферах общества — показывает, что даже за современным миром образовательные системы разных стран не очень-то поспевают.

Российские управленцы тоже чувствуют этот тренд. На Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге каждый год в программе есть сессия, посвящённая вопросам образования, и в этом году она объединила всех стейкхолдеров (представителей государства, школ и крупных работодателей) для разговора о том, как нужно учить детей в школах, чтобы потом они нашли себя в экономике.

Летом 2017 года была представлена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», разработанная министерствами по указу Президента. Она направлена на то, чтобы создать в стране условия для развития цифровой экономики. Программа рассчитана до 2024 года, и за это время предполагается, помимо прочего, кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики и добиться всеобщей цифровой грамотности — а это тоже напрямую относится к системе образования.

Цифровые технологии увеличивают процент удалённых работников и фрилансеров, позволяют производителю и потребителю услуг обходиться без помощи посредников (примеры тому — сервисы Uber и Airbnb). Это даёт большие возможности для самозанятости, но и требует от человека высокой инициативности и самоорганизованности.

Развитие искусственного интеллекта и автоматизация рутинных процессов приводит к тому, что меняется само содержание многих профессий, а часть из них уходит в небытие. При этом развитие науки и техники порождает новые сферы занятости, которые десять лет назад нам сложно было представить.

В XXI веке нормой становится карьера, когда человек регулярно меняет не только место работы, но и профессию. Другими словами, выбрать себе одно занятие «от колыбели до могилы» — неподходящая стратегия, надо быть готовым к тому, что в течение жизни придётся постоянно чему-то учиться и переучиваться.

Бытовые футурологические прогнозы изображают угрозу, нависшую над многочисленными рабочими без квалификации — мол, уборщиков заменят роботы. Но уже современность показывает, что под ударом оказываются работники средней квалификации, в чьи обязанности входит рутинный труд и знание определённых инструкций, пусть даже очень сложных. Это, например, бухгалтеры и офисные администраторы. Их экспертизу легко заменяют цифровые технологии — гораздо более дешёвые, чем робот-уборщик.

Думая о будущем, в котором всё больше функций будут выполнять роботы и искусственный интеллект, а цифровизация разных сфер жизни избавит нас от необходимости производить рутинные действия, мы невольно задаёмся вопросом: а что же такого должен уметь человек и какими он должен обладать качествами, чтобы не потерять себя в новой реальности?

Становится очевидным, что конкурентным преимуществом человека в условиях нового рынка труда, постоянно обновляющихся научных знаний, развивающихся технологий становятся качества, выходящие за рамки профессиональных и являющиеся глубоко личностными: это умение и готовность учиться, умение решать нестандартные задачи, навыки самоорганизации, умение работать в команде, готовность осваивать различные области знаний, не ограничиваясь узкой специализацией, способность творить (да-да, креативность). В мировой практике эти компетенции получили название «навыки XXI века».

Источник: educationxxi.newtonew.com

Теги школа наука будущее дети образование технологии