Каталог \ ЭТО ИНТЕРЕСНО! \ Цифровое слабоумие: кто глупеет от гаджетов

Цифровое слабоумие: кто глупеет от гаджетов

Цифровое слабоумие: кто глупеет от гаджетов

2c5f4ffa84f944373b714a66205f3f26

"Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк" -

жрец Ипувер, 3 700 лет назад

Вы заметили, что дети наши ничего уже не могут сделать без смартфона, без интернета? Чуть что, они лезут выяснять в Google. Интернет заменил им память, смартфон — таблицу умножения. Всюду используют веб-сервисы. Заметьте: стоит задать детям  вопрос, они ищут ответ в Сети. Вместо мозгового штурма сеть им подсовывает готовые варианты ответа. На горизонте забрезжила новая болезнь — «цифровое слабоумие». 

Летом 2015-го года в рамках Летней школы «Наноград-2015» Анатолий Шперх, учитель и исследователь, автор колонки на сайте "Newtonew", вёл мастерскую по "созданию призраков" (о физике зеркал). Детям требовалось нарисовать приведение. Вот конкретная задача: на белом балахоне нужно нарисовать глаза и рот. И что они принялись делать в первую очередь? Достали смартфоны и стали искать примеры того, как ЭТО должно выглядеть.

И это естественно, потому что нормальный процесс решения любой задачи - сперва узнать, что по этому поводу в мире уже сделано. Это базовый принцип любой науки. Современный мир с его развитой информационной структурой сводит решение этой задачи к элементарному умению поиска информации (насколько дети им владеют — другой вопрос), в этом плане нынешнему поколению несравненно легче, чем прошлым.

А еще это продуктивно. Потому что процесс творчества тоже основан на обработке имеющегося накопленного мирового опыта.

Вы понимаете, что это значит?

Дети не заменили привычный нам мыслительный процесс «гуглением». Они просто выделили самый затратный и непроизводительный (с их точки зрения) этап — мысленный эксперимент, прикидывание возможных вариантов — и отдали его «на аутсорсинг», на автоматизированный подбор готовых образцов.

И, кстати, посмотрев образцы, они сделали всё по-своему. 

Задача выполнена? Да, и блестяще. Чему мы научились в ходе выполнения? А вот тут сложнее.

С одной стороны, дети научились привлекать для анализа ситуации внешнее информационное хранилище. Это очень важный опыт. Опыт, который не единожды пригодится им при решении любой задачи, связанной с оценкой текущей. Но с другой — а что при этом получил их мозг? Ведь при этом оказалась совершенно не задействованной память! В ситуации внешнего информационного хранилища она оказывается попросту не нужна. Мы рискуем потерять память. И на фоне этого кошмара совсем забывается все положительное, что все же при этом произошло.

Проведя этот маленький анализ, мы видим, что главной проблемой, которая волнует противников интернета — потеря памяти. Но, простите, мы же знаем, что с этим делать — тренироваться! Память нужно тренировать, и никакие гаджеты, интернеты и прочие фишки тут ни при чём. Если не двигаться, то мышцы атрофируются неизбежно.


«Цифровое слабоумие» — это болезнь не тех, кто использует информационные технологии, а как раз тех, кто их не использует.


Еще одна подмена понятий — это противопоставление основательной работы с информацией, которой «занимаются на уроках в школе и при выполнении домашнего задания» некоему порханию с сайта на сайт в интернете.

Ну, и, наконец, третий вывод о причинах «цифрового слабоумия», пожалуй, самый главный. 

«Дети, особенно мальчики, играют больше в виртуальных мирах, чем на открытом воздухе, с инструментами и вещами». Вот оно, главное! Никакое оно не «цифровое», это «слабоумие»! Мы видим пример типичной педагогической запущенности: вся проблема заключается в том, что у ребёнка нет человека, который выстроил бы для него нормальную жизнь, полную детских приключений и игр, исследований и открытий. Куда как проще включить компьютер и умыть руки. Так вот она, причина «цифрового слабоумия». Она в нас, во взрослых, которые не умеют и не хотят направить активность ребенка в нужное русло.

Да, так поговорим теперь о «цифровом слабоумии»?

Источник: newtonew.com

 

 

Теги учителю ребенок воспитание мнение родителю дети гаджеты образование технологии