Каталог \ ЭТО ИНТЕРЕСНО! \ Профориентация в школе: проблемы и советы

Профориентация в школе: проблемы и советы

Профориентация в школе: проблемы и советы

Чего не хватает школе для успешного преодоления трудностей по выбору профессии учеником?

 

В условиях рынка труда становится более понятным то, что наступившие и вновь возникающие трудности являются следствием изменений условий жизни людей, человеческих отношений, особенностей гражданского и профессионального развития самого человека.

И вполне естественно встаёт проблема подготовки молодёжи и особенно подросткового и раннего юношеского возраста к самостоятельной жизни в этих условиях. И мощным средством для оптимальной подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности наших юных людей является профессиональная ориентация.

 

Разумеется, успешность любого дела зависит от понимания его сути, значимости для человека и общества.

В своё время, работая директором центра занятости города Иваново, немало внимания уделял развитию системы профессиональной ориентации.
 

prof1

Собственные наблюдения

Пришел работать в службу занятости из школы. Стал свидетелем того, что сотни юных людей, окончив школу, профессиональное учебное заведение, просто теряются, столкнувшись  с требованиями рынка труда.

Причин  на то  немало.

Во-первых, даже выпускник профессионального учебного заведения еще слаб по профессии. Сложно стало и профессиональным учебным заведениям организовывать качественную производственную практику, а без практики специалиста не подготовить. А работодателям непременно нужен опытный специалист.  Немало молодых людей по окончании того или иного учебного заведения не желают работать по полученной специальности. Это, как правило, следствия ошибок профориентации или её полное отсутствие.

Во-вторых, узкий диапазон практических специализаций даже в рамках полученной профессии. Например, технолог швейного производства, но «шить не могу и не хочу, считаю, что это ниже моего достоинства».

В-третьих, отмечается идеалистическое представление  о жизни и работе, завышенные требования к условиям труда и первоначальному размеру заработанной платы. У немалого числа молодёжи силён инфантилизм, причём чаще всего социального происхождения, отсутствует уверенность в своих профессиональных возможностях. Всё это, конечно же, затрудняет социальную и профессиональную адаптацию. Тревожит то, что у отдельных незанятых молодых людей отмечаются опасные тенденции в настроениях, то есть  заметна склонность к криминальным действиям. У длительно не работающих молодых людей с течением времени сокращаются  ресурсные возможности  потенциальных работников, рождается и укрепляется идеология иждивенчества, что ещё больше снижает конкурентоспособность молодёжи на рынке труда. Это тоже является следствием отсутствия должной профориентации в школьный период.

Школа без труда        

К сожалению, часто встречаемся с такими фактами: уроки труда в школе не ведутся почти год из-за отсутствия учителя. И это не воспринимается администрацией школы как ЧП. Часы замещают то информатикой, другими предметами, но  не трудом и не подготовкой к труду. И это одна из веских причин, по которым общество теряет качественный потенциал трудовых ресурсов. Не обладая элементарными начальными трудовыми навыками, учащиеся в силу индивидуальных типологических особенностей становятся нерешительными и опасаются трудовых нагрузок, избегают их, что является причиной затруднений  в их самостоятельной жизни (в семье, на работе и так далее).
        
Убеждён, пора службе занятости заниматься активно профилактикой безработицы, в том числе и среди молодёжи при содружестве с системой образования. На местах это приживается с трудом. Думаю, это возможно, если на уровне Министерства  образования и Министерства труда  будет Договор содружества о реализации профессиональной ориентации. В этом случае по вертикали будут обязаны работать в этом направлении совместно и система образования, и служба занятости на местах. Это позволит формировать должную систему профессиональной ориентации, нарабатываться  теоретический и практический опыт.

В своё время  наша служба занятости  стала инициатором совместной работы по профессиональной ориентации с образованием в г. Иваново. Создали центр «Ресурс», выходили в школы, даже издавали  ежегодно путеводители по профессиональным учебным заведениям города. Совместно проводили научно практические конференции с участием работодателей.

Какие функции в профессиональной ориентации молодёжи подросткового и раннего юношеского возраста мы взяли на себя?

Разъяснение сути профессиональной ориентации как мощного средства защиты от безработицы 

В первую очередь, мы об этом говорили со взрослыми, которые окружают ребят, и от которых во многом зависит их будущее. Это родители учащихся, классные руководители, школьные психологи. В ряде школ города мы провели «круглые столы» с педагогами и психологами, с родителями встречались на информационных встречах. В ходе работы «круглых столов» решали  такие проблемы, как пути осознания ребятами  минусов и плюсов безработицы, как явления в условиях рынка труда, и их следствий для человека; условия успешной адаптации на рынке труда; принципы профессиональной ориентации в школьные годы с учётом требований современного рынка труда и так далее.

Важно не пугать ребят безработицей

Необходимо  настраивать  школьников на то, что от них самих будет зависеть, столкнутся ли  они с безработицей. И, конечно, очень важно укреплять веру в то, что не бояться безработицы надо, а предпринимать всё необходимое для усиления своей конкурентоспособности.

Исключить манипуляцию

Следует полностью исключить из практики профориентации методы манипулирования и директивы в ситуации выбора будущего профессионального пути. Выбор профессии не следует рассматривать как компенсацию беспомощности («тебе там не трудно будет учиться , а там тебе не осилить).

Прямые и однозначные советы с благой якобы целью строятся, как правило, на бытовом субъективном мнении. Такой подход в профориентации вреден и недопустим! Нам, педагогам, часто кажется наше решение верным, так как мы знаем способности ребят в учёбе. Но человек может реализоваться по иному, перейдя в другую стадию личностного развития. Если мы своевременно профессионально поработаем в школьные годы с ним, то он способен будет более осознанно оценивать  и при необходимости корректировать свои ожидания.

Главное в нашей практике профессиональной ориентации — это создавать ситуацию выбора профессий.  Особенно чрезвычайно важна система в профессиональной ориентации в среднем звене школы. Об этом говорит и мировой опыт. 

prof

В средней школе

Начиная с 5-6 классов и до 9 класса ситуацию познания, выбора, пробы целесообразно обеспечивать за счёт факультативов по интересам. То есть основное содержание факультативов - не дотягивать по школьному предмету, а, напротив, школьный предмет или предметы привлекаются для обогащения познаний  о той или иной профессиональной сфере. Конечно, в идеале на факультативы надо бы привлекать  специалистов из профессиональных учебных заведений, производственников, предпринимателей. Это непросто.  Но попытаться продумать механизм и для этого очень необходимо.

Думаю, как раз для профессиональной ориентации необходима в разумных пределах интеграция школ и профессиональных учебных заведений всех уровней, предприятий.

Из личного опыта

В школе на протяжении долгого времени не было уроков труда для мальчиков. Мастерские есть, но в запустении. Я пришёл на короткое время работать психологом. Пользуясь связями со времени работы в службе занятости, обратился к директору профессионального училища ближайшего. Составили договор содружества школы и училища в трудовой подготовке ребят. Был назначен мастер для занятий с ребятами. И я лично сам сопровождал учеников раз в неделю на 4 часа заниматься в мастерской училища. 

Ученики с настороженностью вначале отнеслись к этому. Но мастерство работы с ними профессионала производственника совершило чудо. Парни занимались настоящим делом, которое укрепляло в них самоуважение.

В старшей школе

В старшем звене школы  очень важно создать условия, в первую очередь, для корректной профессиональной индивидуальной диагностики склонностей, профессиональной направленности и индивидуального консультирования.

Для успешной адаптации к современным условиям рынка труда важно прорабатывать с ребятами основные, запасные и на крайний случай варианты профессионального выбора, ибо сегодня одной, двух, трёх  и т.д. специальностей мало, чтобы быть защищённым наверняка от безработицы и чтобы повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Всегда, а особенно в современных условиях, необходимо, чтобы выпускники школы уже имели какие-то рабочие профессии, разумеется, чтобы владели этой профессией хотя бы на начальном уровне.

Во-первых, окончив школу с начальной профессией,  выпускник уже в чём-то защищён. То есть  в случае неудачи при поступлении в вуз молодой человек обращается к нам в службу занятости, и мы помогаем укрепить  квалификацию по профессии посредством молодёжной практики, курсов. У молодого человека, таким образом, повышается шанс на трудоустройство.  Соответственно, укрепляется уверенность в своих возможностях и сохраняется мотивация на дальнейшее  повышение образования.

Думаю, целесообразно продумать механизм совместной работы школ и профессиональных училищ, колледжей, а не только вузов, начиная с 9-10 класса. То есть стартовая рабочая профессия никому в жизни помехой не будет.

Конечно же, в рамках профессиональной ориентации важно помогать ребятам познавать себя, свои возможности с учётом индивидуальных особенностей, особенностей познавательных процессов. Затем корректно консультировать, проговаривать, что может сопутствовать успешности, а что может затруднять в достижении желаемого профессионального выбора. 

Но последнее слово всё же принадлежит  самим учащимся. Повторяю, меняющиеся условия могут сыграть стимулирующую роль. Ценно то, что молодой человек в результате оказанной ему профессиональной помощи будет знать свои сильные и относительно слабые качества.

Ошибки в выборе профессии не страшны

В принципе в условиях рынка труда  ошибки в выборе профессии не страшны. Важно, чтобы человек не впадал в отчаяние, в тревожное состояние. Психологическая наука говорит о том, что если профессия, полученная человеком, не соответствует его индивидуальному типу, то это может нанести тяжёлый ущерб физиологическому здоровью организма, ибо несвойственная работа вызывает сильное истощение. Да это так.  Но всё же не следует воспринимать это положение науки категорично. Всё сугубо индивидуально. Очень важно, чтобы каждый человек имел возможность получить своевременную консультацию психолога. 

Приверженность  человека  одной профессии в течение всей жизни совершенно не обязательна.  Да это и невозможно бывает для кого-то именно в условиях рынка труда. Напротив, нередко человек оказывается за воротами предприятия, фирмы не потому, что плох сам по себе, а потому, что давно уже чувствует дискомфорт на работе и уже не цепляется за свою профессию, то есть не испытывает нужды совершенствоваться в профессии. Работает по сложившимся стереотипам. Но, как правило, сам себе человек  не признаётся в этом и склонен объяснять свои неудачи какими-то причинами, якобы независящими от него. И по большому счёту служба занятости должна стать той социальной нишей, где человек в этой ситуации  может получить поддержку и помощь. По такому принципу работают службы занятости в развитых государствах. У нас это пока далеко не так.  Но ситуация должна меняться в интересах человека.

Мне также довелось в течение ряда лет совмещать работу в качестве психолога в городской больнице восстановительного лечения. Проводил психологическую диагностику больных, сложно поддающихся лечению. Немало было больных, которые просто-напросто пестовали свою болезнь, неосознанно  используя её как защиту от проблем, в том числе и профессионального плана, то есть проблем с работой. Разумеется, это тоже следствие отсутствия своевременной профессиональной ориентации в жизни этих людей. В ходе продолжительных коррекционных бесед по результатам обследования нередко удавалось помочь больным принять необходимость рационального решения своих проблем, после чего у больного укреплялась уверенность в том, что как бы трудно ни было, но безысходности всё же нет, оптимальный выход найти можно. Таким образом, прекращая «беречь» свою болезнь, человек поддавался лечению и выздоравливал и становился способным решать свои проблемы, в том числе и с работой, не исключая возможность смены своей профессии на другую.

Профессиональная ориентация — действительно  важное условие в предопределении успешности в будущем профессиональном пути молодых людей, а соответственно их благополучия в жизни. И, естественно, необходимо всем заинтересованным структурам  принять участие в реальном совершенствовании системы профессиональной ориентации на серьёзном деловом уровне. Школа не должна быть одинока в решении этой важнейшей государственной задачи в интересах граждан и особенно подрастающего поколения.

Автор: Владимир Любимов

 

Теги школа профориентация педагогика