Каталог \ ЭТО ИНТЕРЕСНО! \ Почему учитель не хочет учиться?

Почему учитель не хочет учиться?

Почему учитель не хочет учиться?

Инертность, компьютерная безграмотность и формализм

Почему, несмотря на то, что сегодня так много говорят о повышении квалификации и непрерывном образовании, в реальной жизни взяться за обучение трудно?

Сегодня у учителей есть множество способов повысить профессиональную квалификацию — с развитием информационных технологий это перестало быть проблемой. На интернет-платформах собраны курсы практически на любой вкус. Интерес к таким ресурсам сегодня растет, но говорить о массовом спросе на онлайн-образование среди школьных учителей пока рано. Что же мешает педагогам использовать эти возможности?

И — инертность

Идея непрерывного образования вообще с трудом приживается в России. Есть круг специалистов, которые без постоянного обучения просто теряют квалификацию. Собственно, этот круг не так уж узок — он включает всех, чья работа связана с быстро меняющимися технологиями. При этом государство не обязывает таких профессионалов раз в три года повышать свою квалификацию — если они не будут этого делать, то станут невостребованными и потеряют привлекательность для работодателей.  Условия игры им диктует рынок.

Почему-то в общественном сознании в этот круг специалистов не входят школьные учителя. И сами педагоги нередко считают, что им вполне достаточно полученного в вузе образования, а к необходимости повышать квалификацию относятся как к простой формальности: нужна «бумажка» — получим. 

Между тем представители других профессий находятся в гораздо менее турбулентной среде, у них довольно однородный круг общения. Учителю же приходится адаптироваться к постоянной смене поколений, к общению с детьми, обладающими иными техническими навыками, иным типом мышления, иной механикой усвоения информации. Педагогу просто необходимо принимать такое положение дел и меняться вместе с детьми. Для этого надо учиться. То есть, потребность в непрерывном обучении у учителя должна быть гораздо выше, чем у представителей других профессий. Но пока осознание этой необходимости есть далеко не у всех.

uch_1
(источник: big5.ru)

Инертность сказывается и в самом отношении к дистанционному обучению. Многие готовы учиться только «по старинке», в формате офлайн. Между тем плюсы онлайн-образования очевидны — более гибкий график, не надо тратить время на дорогу до места обучения (а при учительской загруженности это серьёзное преимущество). Ещё один бонус — в случае, если слушатель что-то недопонял с первого раза, он всегда может вернуться к занятию, просмотреть и прослушать материал заново. 

Крупные платформы аккумулируют лучшие курсы, привлекают для их создания ведущих экспертов. На таких ресурсах можно найти самые новые и интересные программы и технологии обучения — не только по основным школьным предметам, но по многим межпредметным дисциплинам.

К примеру, крупнейшая российская онлайн-школа «Фоксфорд», в 2015 году запустившая проект «Фоксфорд.Учителю», помимо основных дисциплин предлагает своим пользователям курсы по работе с трудными подростками и детьми с ограниченными возможностями, развитию эмоционального интеллекта учеников, подготовке школьников к олимпиадам, оказанию первой помощи и множеству других тем. Знакомиться с содержанием курсов можно абсолютно бесплатно, оплата предусмотрена только для тех, кто по окончании обучения хочет получить сертификат о прохождении курса.

Екатерина Юдова,
руководитель проекта «Фоксфорд.Учителю»:

— Сейчас у нас зарегистрированы 215 тысяч педагогов, 75 тысяч уже прошли курсы по повышению квалификации. Обучение на местах ведут специалисты региональных центров повышения квалификации, а у нас есть возможность выбирать всё самое лучшее. Речь идёт о знаниях, которыми делятся специалисты с большим опытом преподавания, опытом руководства образовательными учреждениями, педагоги из ведущих вузов — МПГУ, РАНХиГС, Высшей школы экономики, представители бизнеса в образовании, ведущие эксперты из успешных проектов дополнительного образования, которые делают очень качественные продукты. Это уникальные специалисты, их не так много, большинство методик — авторские.

Есть возможность очень быстро обновлять базу, вводить самые передовые и интересные педагогические технологии и программы, транслировать их на многочисленную педагогическую аудиторию. Например, подготовка команд школьников к международным олимпиадам — это очень специфическая область, таких специалистов по пальцам можно пересчитать. Понятно, что в глубинке сложно помочь с подготовкой ребёнка на том же уровне, на каком готовятся его конкуренты из центральных регионов страны. Но пройдя дистанционный курс, учитель сможет справиться и с этим.

Б — безграмотность

Препятствием для онлайн-обучения до сих пор выступают технические причины — проблемы с доступом, плохая компьютерная оснащённость, низкая скорость интернета.

Помимо объективных причин, есть ещё и субъективные. В частности, нежелание учителей пользоваться возможностями дистанционного образования эксперты объясняют низким уровнем компьютерной грамотности.

В недавнем выступлении министра образования Ольги Васильевой были приведены данные: согласно соцопросам, лишь 16% российских учителей с компьютером «на ты». Педагоги, особенно те, кто живет в удаленных от центра регионах, и сегодня не умеют пользоваться электронной почтой, не знают, что такое Skype и испытывают трудности если нужно, к примеру, загрузить документы для регистрации на образовательном интернет-ресурсе. В этом случае даже при наличии современного оборудования и хорошей оснащенности педагог не способен использовать в классе технику, которой располагает. Таким учителям эксперты советуют начинать обучение с прохождения курса «ИКТ компетенции».

Сам термин «повышение квалификации» предполагает изначальное хорошее базовое знания предмета. Но практика показывает, что дипломированные педагоги нередко весьма посредственно владеют предметом, которому обучают детей. 

Эксперты проекта «Фоксфорд.Учителю» провели выборочный мониторинг для фокус-групп школьных учителей, которым предложили пройти тесты на знание преподаваемых дисциплин (аналогичные школьным ЕГЭ). Мониторинг показал, что многие педагоги вряд ли сдали бы выпускные экзамены с хорошими баллами — преподаватели русского языка не знают правила орфографии и пунктуации, а реальный уровень владения языком у «англичан» тянет лишь на B1-B2, иначе говоря — средний. 

Получается, что многим учителям-предметникам надо серьезно учиться, чтобы профессионально преподавать. Дистанционное обучение для них — не только знакомство с новыми технологиями преподавания, но и возможность «подтянуть» собственные знания.

Валентина Маляхина,
доцент кафедры ТИДМ МГПУ, разработчик и координатор онлайн-курсов

— Сегодня спрос на дистанционное повышение квалификации растёт  — это объясняется большой учебной нагрузкой и занятостью учителей. Дистанционные образовательные технологии дают им возможность обучаться дома, экономить время.

Как и в очном обучении, качество онлайн-образования во многом зависит от педагога и его профессиональной компетентности. В данном случае — от владения методами и технологиями электронного дистанционного обучения. Есть много примеров успешного дистанционного повышения квалификации учителей. 

Этому способствуют качество разработанного образовательного контента дистанционного курса, продуманная система обратной связи, синхронные технологии электронного обучения (вебинары, видеоконференции), помощь обучающимся в планировании и организации учебной деятельности, поскольку серьезной проблемой дистанционного обучения являются именно недостаточно развитые навыки самоорганизации. При эффективной организации дистанционного обучения его качество может быть очень высоким.

uch_2
(источник: foma.ru)

Ф — формализм

Эксперты в один голос говорят о формализованности подхода к дополнительному обучению учителей. Как и о том, что учительское сообщество очень неоднородно. Значительная часть учителей заинтересована только в том, что соблюсти формальности и получить свидетельство о прохождении курса. 

Школы выделяют средства на повышение квалификации персонала, но эти деньги чаще всего автоматически перекочевывают в местные центры повышения квалификации, а у учителя не всегда есть право выбирать способ обучения. При этом очное обучение в таких центрах по многим позициям уступает возможностям онлайн-образования — программы обновляются гораздо реже, уровень преподавания тоже нередко оставляет желать лучшего.

Но есть и хорошие новости — учителей, активно ищущих новые образовательные возможности, увлеченных самим процессом обучения, становится все больше. 

Глубина проникновения онлайн-обучения в рынок образования в целом с каждым годом увеличивается, и сфера повышения квалификации здесь не исключение. 

Сейчас перед научным и образовательным сообществом стоят две глобальные задачи — создать возможности для повышения грамотности педагогов в области ИКТ и научиться видеть в учителе партнёра, который умеет и хочет учиться. Главное, чтобы и учителя понимали ценность дополнительного образования, а не просто шли «за бумажкой».

Сергей Калашников,
руководитель Дирекции общего образования Института образования НИУ ВШЭ:

— Есть категория учителей, которая учится увлечённо. А есть те, кто делает это «по разнарядке», просто выполняя требование о повышении квалификации. Второй подход — формализованный, учителей прикрепляют к каким-то курсам, после окончания учёбы они проходят тестирование и получают нужный документ установленного образца. 

Конечно, первая категория гораздо более интересна. Есть такой известный тезис  образование может быть только самообразованием. И я с ним абсолютно согласен.

В целом в онлайн-обучении педагогов я вижу два фокуса напряжения. 

Первый касается учителей  людей, которым сложно и непривычно учиться дистанционно, с использованием технологий. Их по-прежнему немало, им привычнее читать обычную книгу или слушать лектора «вживую», им сложно перенастроиться. 

Второй фокус  в самих онлайн-курсах. Не все предлагаемые курсы сделаны качественно. Нередко это просто учебники, переложенные в онлайн-формат. В таком подходе нет смысла. Онлайн-формат, на мой взгляд, в любом случае требует индивидуального подхода, постоянного сопровождения, требует коммуникации с тьюторами или преподавателями, с другими обучающимися. Просто новые знания, без практики, глубокого понимания  это не про квалификацию, не про профессионализм. 

Сегодняшняя формализация образования, загруженность педагога внеучебными обязательствами часто не оставляет ему времени на самообразование. Если бы можно было высвободить какое-то время для самообучения  думаю, какой-то сдвиг был бы. У учителя должно быть желание учиться. Успех возможен только в этом случае.

Вместо резюме: в поисках хорошего образца

Социологи утверждают, что в любом профессиональном сообществе есть 7-10% людей, способных предлагать инновационные решения. Ещё 20-25% могут создать что-то новое, развив то, чему их учили. Остальные — это те, кто выполняет работу по образцу. Но это в любом случае большинство из нас — значит, образец должен быть таким, чтобы качество сделанной по нему работы устраивало всех.

Эксперты сходятся во мнении, что не все курсы по повышению квалификации сегодня отвечают запросам учителей. Возможность повышения квалификации с помощью онлайн-занятий — это, безусловно, благо. Но без навыков самоорганизации любая форма обучения не может быть продуктивной. Система школьного и вузовского образования таких навыков не дает. Кроме того, учителя далеко не всегда осознают необходимость (помимо формальной составляющей) дополнительного обучения. Возможно ли изменить эту ситуацию?

uch_3
(источник: foxford.ru)

Профессор МГПУ Марина Вайндорф-Сысоева уверена, что учителя должны ясно представлять, что даст им дополнительная учёба. Такое понимание, считает эксперт, может обеспечить система просвещения, способная показать самим учителям, какие изменения им необходимы. В основе этой системы могут быть микро-курсы, призванные доходчиво объяснить учителю, каких конкретно умений ему не хватает и как дополнительные знания могут сказаться на результатах его работы.

Марина Вайндорф-Сысоева,
Профессор кафедры технологии и профессионального обучения Института физики, технологии и информационных систем МГПУ, эксперт в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

— Образование не элитарно, в педагогические вузы приходят самые обычные люди. И других у нас нет. Надо учиться работать с теми людьми, которые сейчас работают в школе, и в тех условиях, которые сложились на сегодняшний день. В вузы приходят не только самые одаренные, но и обычные выпускники обычных школ. Надо признать это и научиться работать с самой разной аудиторией.

По мнению эксперта, для работы с разными категориями учителей нужно применять различные технологии, и учить педагогов тоже надо по-разному. Специальное тестирование позволило бы оценить уровень компетентности преподавателей и их готовность воспринимать дополнительные знания. На основании этой оценки уже можно было бы понять, как строить курс обучения, а уже затем принимать решение — какие знания необходимы педагогам в первую очередь и во вторую. Сейчас запросы учителей, их реальные проблемы, потребности и интересы недостаточно изучены, в результате не уделяется внимания тому, что реально нужно, а педагогов чаще всего направляют на те курсы, что есть «под рукой».

Марина Вайндорф-Сысоева полагает, что прежде всего учителей надо «научить учиться», выделить им время для самостоятельного обучения. При этом педагогам нужны не просто лекции, но и дальнейшая системная методическая, профессиональная поддержка после окончания обучения. Возможно, такие функции могли бы взять на себя специальные методические центры при вузах или при тех онлайн- и офлайн-площадках, где проходит профессиональная переподготовка. Только при таких условиях постоянное обучение может стать и потребностью, и эффективным инструментом в дальнейшей работе.

Источник: newtonew.com

Теги повышение квалификации учитель образование