Каталог \ ЭТО ИНТЕРЕСНО! \ Финансовая грамотность школьников на высоте

Финансовая грамотность школьников на высоте

Финансовая грамотность школьников на высоте

Финансовая грамотность российских подростков превысила среднемировой уровень 

Fotolia_99221086_Subscription_Monthly_M-825x510


Эксперты оценивали умение 15-летних школьников со всего мира ориентироваться в финансовых вопросах и решать практические задачи. Это часть большого международного исследования ­PISA, о котором «КШ» уже рассказывал. Его авторы отмечают, что старшеклассники из России значительно повысили свои результаты в 2015 году в сравнении с 2012-м. Участвовали школьники из 15 стран, и, как выяснилось, лучше россиян с деньгами умеют обращаться только китайцы, бельгийцы и канадцы. 

51 % российских старшеклассников зарабатывает деньги самостоятельно. 


Каждый десятый участник из России показал максимальный уровень финансовой грамотности. Это означает, что школьник, например, без труда распознает фальшивое письмо из банка и стоящую за ним махинацию, а также сумеет правильно на него отреагировать, — в этом заключалось одно из заданий теста. Минимальный уровень предполагал знание основных финансовых терминов и понимание того, зачем нужен, скажем, банковский счёт. 

Лучше всего российские школьники справились с заданиями по теме «Риски и вознаграждения»: требовалось просчитать потенциальные прибыль и убытки и принять финансовое решение. 

Юноши и девушки показали примерно равные средние баллы, а вот уровень материального благополучия семьи оказался значимым фактором: высокий достаток в среднем гарантировал лучший результат. Но есть и более простой способ повлиять на финансовую грамотность ребёнка — обсуждать с ним вопросы, связанные с деньгами. Исследование показало, что результаты школьников, «обсуждающих финансовые вопросы с родителями раз в месяц или чаще», значительно выше. 

Кроме финансовой грамотности в исследовании ­PISA оценивается грамотность математическая и читательская. По этим показателям российские школьники тоже заметно продвинулись за последние годы. Специфика ситуации в том, что у наших ребят успехи в этих сферах практически не связаны между собой. То есть школьник из России может отлично разбираться в финансах и иметь не слишком высокий результат по математике или не особенно хорошо работать с текстами. И наоборот. 

28 % российских старшеклассников имеют счёт в банке. 


Задание, близкое к тому, что предлагалось на тестировании 

В вымышленной стране Зедландии, где зед является денежной единицей, живёт некая Алла Петровна. Она получи­ла кредит в 8 000 зедов от ­финансовой компании «Первый кредит». Годовая процентная ставка по кредиту составляет 15 %. Ежемесячные выплаты — 150 зедов. Спустя год долг Аллы Петровны всё ещё составляет 7 400 зе­дов. 

Другая финансовая компания, «­Лучший кредит», предлагает Алле Петровне кредит в 10 000 зедов с годовой процентной ставкой 13 %. Ежемесячные выплаты по возврату кредита также будут составлять 150 зедов. 

Стоит ли Алле Петровне перекредитоваться? Какие финансовые выгоды она получит, если возьмёт деньги от компа­нии «Лучший кредит»? С каким возможным негативным финансовым последствием она столкнётся, если согласится взять кредит от компании «Лучший кредит»? 

Опубликовано в журнале «Кот Шрёдингера»
Теги финансовая грамотность подросток школьник