Каталог \ ЭТО ИНТЕРЕСНО! \ Чего нельзя делать учителю младших классов

Чего нельзя делать учителю младших классов

Чего нельзя делать учителю младших классов

Помните: переменка — это святое :)

В последнее время мы много говорим о том, какой должна быть школа будущего. Многие сходятся во мнении, что учителю нужно отходить от советской ролевой модели, скорее авторитарной. Дарья Куликова уверена, что общение педагога с учениками должно происходить на равных и, главное, с соблюдением личных границ детей. Даже если речь о младших школьниках. 

переменка

Личные границы школьников, увы, нередко нарушаются учителями. Почему я говорю именно о младших школьниках? Их в целом опекают больше, кроме того, дети проводят весь день с одним учителем, в том числе и перемены. Рассказываю, какие действия со стороны учителя начальных классов я считаю неприемлемыми. 
 

1. Задерживать на перемены

Некоторые учителя (так было, к сожалению, и со мной) традиционно задерживают детей на перемену. На 5-10 минут, учитывая, что сама перемена длится не больше 15 минут. Нас иногда вообще не отпускали отдохнуть. Аргументация была такая: «Мы не успели сделать это на уроке». Более того, когда мы совсем ничего не успевали в отведённые часы, математикой и русским приходилось заниматься даже на уроках труда. 

Почему так поступать нельзя. Дети семи-восьми лет вообще смутно понимают, почему нужно сидеть на месте 40-45 минут и нельзя встать, чтобы поиграть или побегать. Если им не давать возможности на перемене выплеснуть энергию и пообщаться, они не будут усваивать материал и потеряют мотивацию к обучению. 

Что делать. Прежде всего, обратиться к самому себе: почему я не успеваю пройти с классом программу? Если вы уверены, что дело не в вас, то попробуйте посмотреть, что задерживает работу и постарайтесь воздействовать на причину. Например, не тратьте на уроке время на обсуждение организационных моментов. 


2. Ругать ребёнка за отсутствие школьной формы или неоплаченные квитанции 

По своему опыту знаю, что 90% младших школьников собирают в школу родители. Они наверняка видят, что ребёнок идёт не в школьной форме, потому что сами отправляют его в таком виде. Ругать ученика нет смысла. Можно спросить, почему он не соблюдает дресс-код, но разговаривать стоит с родителями. Если у семьи нет денег на деловой костюм или школьная юбка резко стала мала, помните, ребёнок не виноват, а выговор только поставит его в неловкое положение. 

В моём классе тех, чьи родители не оплатили квитанции за питание, поднимали в начале первого урока и оставляли так на 5-10 минут. Это было не утомительно, но крайне унизительно. Притом, что учителя совершенно точно должны понимать, что ребёнок не может оплатить квитанцию сам. 

Почему так поступать нельзя. Ребенок только зажмётся от выговора и не сможет сконцентрироваться на учёбе. А также почувствует несправедливость: мама не оплатила, а ругают меня. 

Что делать. Ласково просить ребёнка напомнить оплатить питание/ надеть школьную форму, а уже потом, если это не действует, разговаривать с родителями. 


3. Слишком контролировать и опекать 

Не вставать из-за обеденного стола, пока не скажет учитель. 
Уносить за собой посуду строго по команде (тарелка в левой руке, чашка — в правой). 
Съедать всё, что есть в тарелке. 
Каждую перемену ходить в туалет («а то на уроке будешь проситься»). 
Это далеко не полный список самых глупых требований со стороны учителей, которые я встречала. В 7-10 лет ребёнок уже отлично понимает, что ему нужно, а что нет. Поэтому сам разберётся, сколько ему есть и когда идти в туалет. Контролировать ситуацию, конечно, нужно. Например, следить, чтобы во время прогулки дети не покидали территорию школы. Но гиперопека детям не идёт на пользу. 

Почему так поступать нельзя. Во-первых, излишняя опека может раздражать ребёнка и ломать диалог между преподавателем и учеником. Во-вторых, если детям всё время говорить, что и как делать, они никогда не станут самостоятельными. 

Что делать. Расслабиться и дышать глубже — с детьми всё хорошо. Контролируйте то, что по-настоящему важно, а остальное время потратьте на что-нибудь более приятное: на чашку кофеина перемене или звонок близким. 

 

4. Заставлять ребёнка принимать участие в общественной деятельности 

«Заставлять» не значит физически не выпускать из класса, пока ученик что-то не сделает. Угроза «кто не сдаст стенгазету, получит два» — это такое же принуждение. 

Почему так поступать нельзя. Конечно, такое давление не повысит желания. Скорее, отобьёт напрочь, равно как и мотивацию к учёбе. Если вы будете заставлять ребёнка играть со сверстниками или вместе делать что-то ещё, школьник будет чувствовать себя ещё и неловко. 

Что делать. Разобраться в причинах нежелания и постараться найти альтернативу. 


5. Ругать других взрослых в присутствии учеников 

Кто бы это ни был — директор, учитель физкультуры, родительский комитет или сами родители. Школьники способны сами составить впечатление обо всех этих персонах. 

Почему так поступать нельзя. Во-первых, это неэтично. Во-вторых, ребёнок может просто расстроиться: ведь он уважает и ваше мнение, и МарьИванну сразу — как быть? Ну и к тому же, вы можете отбить у учеников желание ходить на уроки физкультуры или участвовать в конкурсе, который придумал родительский комитет. 

Что делать. В любом случае занимать нейтральную позицию, а своё мнение высказывать подругам или коту (он-то точно секрет не разболтает). 

Список далеко не полный, но, пожалуй, это основные пункты, которые меня раздражают в учителях начальной школы и о которых педагоги редко задумываются. Зато дети помнят про каждую украденную минуту переменки.


Источник: mel.fm

 

Теги учитель педагогика начальная школа