Каталог \ ЭТО ИНТЕРЕСНО! \ Анатолий Шперх: Учить нельзя гуглить

Анатолий Шперх: Учить нельзя гуглить

Анатолий Шперх: Учить нельзя гуглить

featured

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анатолий Шперх - автор колонки на сайте "NewToNew" о современном школьном образовании в условиях постиндустриального общества. А еще отец четверых детей и учитель-исследователь. В одной из последних записей Анатолий поделился мнением об использовании интернета в процессе обучения. Публикуем основные выдержки. 


"Самое главное, чему нас учат в универе —  это складу ума и гуглить. Остальное малополезно"

Старый добрый вопрос «Зачем учить географию, если есть извозчики?» становится вдруг неожиданно актуальным —  в самом деле, зачем? Что-то не помните? Сейчас «нагуглим».  

Конечно, все начинают говорить: "Знания «в телефоне»  и знания «в голове» — это разные вещи". Инженеры, проектирующие космические корабли, отчаянно «гуглят» формулу закона Гука. Нейрохирург, отложив скальпель, судорожно ищет в Интернете, в каком месте перекрыть артерию.

Но давайте остановимся. Можно ли помнить все? Нужно ли помнить все? Обязан ли инженер помнить все формулы? Нет, конечно. Он всегда может их найти в справочнике. Врачу не зазорно пролистать справочник «Vidal», чтобы ознакомиться с противопоказаниями нового препарата. Инженеру нет проблем посмотреть нужные коэффициенты в справочнике.

Так почему от учеников ждут механического зазубривания 100-ни и 1000-чи фактов?  Вы хорошо помните ещё со школы, что Волга впадает в Каспийское море? А когда вы в последний раз использовали это знание для решения своих жизненных задач? Только честно! 

Естественно, человек, путающий Австрию с Австралией не может считаться культурным. А, к примеру, тригонометрия? Можно ли считать культурным человека, путающего синус с косинусом?

Недавно в живом журнале одного муниципального депутата проходила  дискуссия о том, как разгрузить школьную программу, оставив в ней только «фундаментальные знания». При этом фундаментальными принято было считать «что-нибудь, что требуется больше чем 1% населения». Оставим в стороне тот факт, что участники дискуссии не очень были знакомы со ФГОСами, принципами построения современных образовательных программ и т.п. Подобные дискуссии отражают прежде всего желание установить некий «культурный минимум», имея который, всё прочее можно «нагуглить».

И вот тут мы подходим к принципиальному моменту. То, что человек может найти какой-то факт, просто его «загуглив» на смартфоне, ещё ни о чем не говорит. Помимо того, что он должен знать, что и где найти, важно уметь сформировать правильный запрос. Google может выдать ответ на любой запрос. Но откуда человек знает, какой запрос задать? И откуда знает, какой ответ принять за правильный?

Страшно ли то, что ученик «гуглит» ответы на вопросы учителя? Само по себе — нисколько. И даже наоборот. Есть, например, мнение, что при изучении программирования нужно примерно 70% времени «гуглить» на тему лучшего решения каждой локальной проблемы и лучшего варианта кода. Правда, речь идет о практикоориентированном курсе.

Так в чем же проблема «гугления» на уроке? Чего боятся учителя?

Очень просто. Они боятся иллюзии знания. Дело в том, что мы привыкли к тому, что знания сначала «усваиваются», откладываясь в головах у ученика. И только потом, когда поступит соответствующее задание, начинают работать. В случае же с доступностью знаний на внешнем хранилище, «знания» начинают «усваиваться» только в момент получения этого задания.

Творческий процесс происходит постоянно, постоянно в голове прокручиваются факты, образы, данные. Но для того, чтобы они «прокручивались в голове», они там уже должны быть? С другой стороны, с какой стати все эти «факты, образы и данные» будут прокручиваться в голове? Наоборот, они будут лежать в голове пассивным грузом до тех пор, пока не поступит задача, которая способна этот груз всколыхнуть. Да, это в лучшем случае. В худшем — они будут забыты на следующий день после лекции. И будут судорожно вспоминаться  в момент решения этой самой задачи.

Но ведь это и есть та самая ситуация, когда, получив задачу, ученики начинают «гуглить» её решение на уроке! Здорово, если у них в головах уже есть к этому времени нечто, на чём, как на фундаменте, можно строить дерево поиска решения. Если же нет, то настоящий процесс обучения только начинается…

"Если ребенок приходит к тебе с вопросом, надо стараться отвечать, а не отправлять его «погуглить» в Интернет. Если не знаете ответ, идите и «погуглите» вместе с ребенком. Надо в детстве формировать подход к получению информации и в детстве же надо учить детей пользоваться информацией".

А. Друзь, магистр игры "Что?Где?Когда?"

Вот это, пожалуй, самое важное: «погуглите вместе с ребенком». Только вместе можно сформировать культуру задавания вопросов. Да и вообще всё лучше делать вместе.  

Источник: newtonew.com

Теги педагогу школа ребенок родителю наука дети образование технологии интернет